Психолого-педагогические особенности подростков вечерней   школы.

Зачем

подростки идут в «вечерку»?

             

                               (ВЕРСИИ ПСИХОЛОГА)

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

М.Ю. Лермонтов

 

Версия 1. Задержался в VII или в каком-то

другом классе. Перерос. Пришел к нам.

Помни: Все может повториться!

 

Версия 2. Конфликтовал с учителями, свято

веря в их несправедливое отношение к себе. Пришел к нам.

Помни: учитель - он и в Африке учитель!

 

Версия 3. Надо зарабатывать на жизнь. А

работать    и    учиться    можно    только    в вечерней школе.

Помни: очень трудно все это совмещать. Что-то непременно будет делаться плохо. Скорее всего это будет учеба.

 

Версия 4. В вечерней школе я чувствую

себя    взрослее,    самостоятельнее,    более независимо.

Помни: для успешной учебы надо развить в себе  такое  замечательное  качество,   как ответственность за самого себя!

 

Версия 5. Конфликтовал с одноклассника­ми. Натерпелся, плюнул и ушел. Теперь, полный радужных надежд, ты у нас.

Помни: от недругов можно скрыться, а от себя нет. Ситуация может повториться.

 

Версия 6. Тебе просто указали на дверь, поставив в свидетельстве за девять классов подарочные» трояки.

Помни: у нас подарков не дарят!

 

Версия 7. Это мнение ученика, которое он

выразил мне: «Я просто не умею учиться, мнe трудно...»

Помни:   было   бы  желание,   а мы  всегда готовы помочь.

 

Версия 8. Потусоваться с друзьями. Ушли в

<вечерку»   друзья,   не   хотелось   потерять <тусовку».

Помни: за хождение по коридорам во время уроков аттестат не выдаем!

 

Версия 9. Из разговора в коридоре:

-  Пойдем на урок!

-  Нет, не хочу.

-  Ну и дурик, пойдем, будет «крыша».

Помни: работа на уроке и «крыша» - не одно и то же.

 

Версия 10. Невозможно устроиться на

хорошую работу и выехать за границу на заботу без среднего образования.

Помни: в гостях хорошо, а дома лучше!

 

Версия    11.    Гонят    родители,    просто

«достали» с этой школой.

Помни: когда ты будешь родителем, то

тоже   будешь   заставлять   своих   детей

 

учиться. Да, это будет так, не отпирайся.

 

А  с образованием за плечами это легче

 

сделать.

Версия 12. Мне в школе лучше, чем дома.

Почему?  Там  вечные  скандалы,  пьяный

Помни:   выбраться  в лучшую  жизнь  ты

можешь только сам и непременно упорным

отец, убогая квартира, всегда раздраженная

трудом.    Но    именно    школа    поможет

мать, орущие младшие дети.

проложить туда дорогу.

Версия 13. Шанс есть v каждого. Хорошее

расположение   школы.   Вышел   в   центр

 

Помни: делу время, а потехе час!

побродить, можно и в школу заодно зайти.

 

Версия 14. Больше свободного времени.

 

Версия    15.    Тебе    рассказали    сказку

примерно   такого   содержания:    придешь

один раз в четверть - получишь 3, два раза

Помни: если для дела - замечательно, если

для безделья - губительно.

 

Помни: сказка - ложь, в ней провокация.

 

- получишь 4, а если придешь три раза, то и

 

круглый отличник.

 

Версия 16, оптимистическая. Ты пришел

по  велению  своего  разума.  Ты  пришел,

чтобы    получить    полноценное    среднее

 

Помни: здесь тебе помогут, но все зависит

только   от   тебя.   Принцип   такой:   

 

 

образование. Нужно тебе для того, чтобы

как аукнется, так и откликнется.

поступить в  институт,  колледж или для

 

получения   хорошей   профессии.    Одним

 

словом, для того,  чтобы,  как говорится,

 

«выбиться в люди».

 

 

В литературе редко уделяется внимание исследованию отношения «трудных» подростков

к учебной деятельности. А именно тех учащихся, у которых не развита познавательная деятельность,

которые являются неуспевающими в дневной школе, вынуждены оставить ее и продолжить обучение в вечерней школе.

Задача вечерней школы состоит в том, чтобы создать возможность получения среднего образования той части

молодежи - не получающей его по другим каналам образования, которая хочет его получить, и получить

полноценное среднее образование, А дать его вечерняя школа может своим учащимся только тогда, когда

будет учитывать их начальную подготовленность к учебе, их потребности и интересы, условия жизни и труда.

Что же реально представляют собой потенциальные учащиеся вечерней школы? Их особенности нам хорошо известны:

они не очень-то стремятся к учебе и, что особенно существенно, не имеют четких мотивов учения.

У них нет необходимых опорных знаний и умений самостоятельно заниматься. Для большинства таких подростков

основным мотивом прихода в вечернюю школу является желание получить свидетельство о неполном среднем образовании,

аттестат, и в малой степени - приобретение знаний. Зачем им нужен этот документ? Как показывает опрос,

лишь сравнительно небольшая часть учащихся вечерней школы намеревается в дальнейшем продолжить учебу.

Для некоторой части молодежи получение среднего образования имеет престижное значение, поскольку его получила

значительная часть сверстников. Таким образом, следует признать, что большинство учащихся приходят

в вечернюю школу вовсе не для того, чтобы получить знания, а чтобы получить документ об образовании.

Между тем, подлинное образование можно дать людям только в том случае, если основным мотивом учения

станет приобретение знаний. Из психологии известно: возникновение такого мотива возможно лишь при наличии

познавательных историй. А их-то, зачастую, как раз у поступающих в вечернюю школу и нет - не развили в семье,

в детской школе, и именно поэтому (наряду с другими обстоятельствами) они бросили учиться.

К тому же у большинства учащихся способности и склонности не раскрыты, они сами не знают,

что их может заинтересовать.

Наплыв учащихся в течение всего учебного года значителен. Происходит это в силу того, что дневная школа

освобождается от конфликтных детей и неуспевающих.   Почему  они  оказались  в  подобной  жизненной  ситуации?

Почему они не смогли доучиться в дневной школе? Почему они не владеют навыками обучения? Каковы причины их неуспеваемости?

На все эти вопросы вечерняя школа должна знать ответ и помочь таким детям.

Одним из условий усиленного обучения детей является развитие внимания и памяти.

Уже отмечалось, что внимание это необходимое условие успешного осуществления любой практической деятельности человека.

Недопонимание учеником нового материала, плохое запоминание, ошибки при выполнении   домашнего   задания   связаны   прежде   всего   с   недостатками развития внимания.

 

Анализируя результаты исследования, анкеты обучающихся, сочинения  делаем вывод, что, как правило,

подростки вечерней школы чаще не из благополучных семей, у многих нет отца, воспитывает только мать,

либо бабушка. Это ребята со сложным    характером,    плохим    поведением,    дневная    школа    старается избавляться от таких.

Читают мало, либо вообще ничего не читают. Свободное время проводят на улице, вызывают сложность, как правило,

математика, физика, химия, русский язык. Менее трудны для них: история, биология, география, литература.

Хотя и по этим предметам знания посредственны.

Анализируя объем памяти можно сказать, что у большинства подростков вечерней школы логическая и механическая память

на уровне младшего и среднего школьника; лучше обстоят дела со зрительной памятью, но тоже большинство на уровне среднего школьника.

Очень низка абстрактно-логическая память.

У них, как правило, средний и даже малый объем памяти. Для переключения внимания затрачивается много времени, это IV и V уровни.

 

Работоспособность у подростков низка. Этим объясняется их невнимательность, они не успевают, отстают в обучении .

Многие учащиеся вечерней школы очень плохо читают, они не успевают на уроке работать с учебником, не понимают

задания, не владеют умением устно отвечать, читать вслух. Таким образом, сопоставляя данные по двум группам можно

сделать вывод о том, что учащиеся, поступающие в вечернюю школу, чаще всего не обладают развитой памятью,

невнимательны, плохо читают. Все эти причины ведут к отставанию в учебной деятельности, неусвоению программы,

несостоятельностью обучаться с более развитыми детьми. Им трудно учиться в дневной школе.

Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Одной из психологических причин, лежащей в основе

неуспеваемости являются недостатки познавательной деятельности обучающихся, а именно:

     несформированность приемов учебной деятельности;

     недостатки развития мыслительной деятельности;

     неадекватное использование учеником своих индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

Эти учащиеся не умеют по-настоящему учиться. Недостатки памяти, низкая концентрация внимания неразрывно связаны

с недостатками в развитии мышления. Это является следствием неправильного воспитания и обучения в дошкольном

периоде и младшем школьном возрасте. Таким детям трудно учиться в дневной школе, все они приходят в вечернюю.

Где наполняемость классов не столь велика, где они почти все равны по своим способностям и нет приниженности,

где основным методом работы учителя является индивидуальная работа.

Таким образом, память, внимание, познавательный интерес играют огромную роль в умении обучаться.

Нарушение этих процессов ведет к неуспеваемости учащихся, потере интереса к знаниям, нежеланию учиться.

Именно такие подростки в большинстве своем составляют основной контингент учащихся вечерних школ.

Открытость сменной школы, которая принимает практически всех желающих независимо от возраста,

начального уровня образования, без каких-либо экзаменов и собеседований, не навязывает никакой специализации,

приводит к тому, что ее контингент несет в себе проблемы всего сегодняшнего российского общества.

В школе приходится не только учить, но и серьезно заниматься социальным воспитанием, помогать молодежи

и подросткам в организации собственной жизнедеятельности, оказывать им социальную поддержку.

 

Замиректора по УВР :                 Царькова Т.В.

 

На начало страницы

На главную страницу

 

 

 

Hosted by uCoz