МБВ(с)ОУ
«В(с)ОШ №1»
г. Ленинск-Кузнецкий
2012 год
Цель занятия: показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и
показать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.
Классный руководитель: Никогда еще так много людей не было обеспокоенно
состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может
внести свой посильный вклад в дело охраны природы. Причем для этого совершенно
не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Ведь человечество пользуется
природными ресурсами постоянно и везде. А вот всегда ли это пользование
рационально?
Домашнее хозяйство – это тоже
потребление природных ресурсов, и, изменив его в экологическую сторону, каждый
из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет
действовать не в одиночку, а приобщит к своему новому поведению друзей и
знакомых.
Может ли домашнее хозяйство влиять на
экологию?
Ответы детей.
Классный руководитель: Рассмотрим
это на примере воды, которая является невосполнимым продуктом. Каждая семья
потребляет много воды – в среднем
Вполне реально каждому сократить
потребление воды на 20%. Например, при мытье в ванне, воды тратится – 150-
Но более подробно давайте поговорим о
самом, пожалуй, главном – мусоре. Ежедневно в городах образуется огромное
количество бытовых отходов. Статистика показывает, что количество мусора растет
с каждым днем, а значит, необходимо тратить на его уничтожение все больше
денег. А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли быть
разбиты парки, расти леса. Как же сократить это безумное количество
выбрасываемого мусора? К тому же многие виды мусора становятся серьезной
проблемой для окружающей среды. Например, батарейки, пластмассы, автомобильные
аккумуляторы, бумага. Попадая в природную среду они
начинают выделять ядовитые вещества, которые попадают в реки и грунтовые воды.
Попав на свалки, многие химические соединения, из которых и состоит мусор,
например полиэтилен, разлагаются крайне медленно, а при сжигании выделяют в
атмосферу диоксины – ядовитые вещества.
Откуда же берется мусор? Его производит
сам человек, вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты
пользования, которые затем становятся мусором. Есть продукты длительного
потребления – автомашины, телевизоры, холодильники, велосипеды и т.д. А есть
те, что используются от года до пяти лет. Это обувь, одежда, предметы домашнего
обихода. Но есть и то, что используется неделю, месяц, а иногда всего один
день. Это электролампочки, тюбики с зубной пастой и
т.п. Все эти вещи рано или поздно становятся отходами.
Учитель задает детям вопрос о том, как у
них дома обращаются с мусором и задумываются ли они и их родители о загрязнении
природы.
Ответы детей.
Классный руководитель: Как уменьшить
количество отходов? Надо отказаться от ненужного потребления. Вместо
одноразовых предметов применять более долговечные, ремонтировать старые, но
пригодные вещи, передавать нуждающимся те вещи,
которыми вы не пользуетесь. Обязательно необходимо сдавать в переработку металл
и бумагу, это поможет также сохранить энергию, которой при вторичной
переработке тратится намного меньше.
Пищевые и садовые отходы – прекрасный
материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом
участке и для комнатных растений. Кроме этого, постарайтесь не покупать дополнительны мусор. Если вы будете иметь с собой
дополнительную сумку, то не будете использовать полиэтиленовые пакеты.
Пять-шесть полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправленных в мусорный бачок,
означают 55 неистраченных литров нефти в год, что на
И самое главное – не надо
разбрасываться мусором. Для утилизации мусора – твердых бытовых отходов (ТБО)
существуют специальные полигоны, но для того, чтобы мусор туда попал, его надо
собрать в специально установленный контейнер. Следовательно, когда вы выходите
в места отдыха – пляжи, парки, лес, нельзя оставлять там мусор. Он будет
отравлять землю и воду.
И посмотрите вокруг, почему бы не
сделать свой двор, микрорайон более чистым и более зеленым? Объединившись с
соседями, вы можете преобразить свой микрорайон и свой город.
А соблюдение всех перечисленных правил
позволит вам не только внести большой вклад в дело охраны природы, но и
существенно сэкономить свои деньги.
В конце классного часа учитель
предлагает детям придумать, как они могут помочь справиться с отходами.
Вот возможные варианты:
ü Выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них
экологической службе.
ü Организовывать сбор макулатуры и металлолома.
ü Выпустить листовки о вреде мусора.
ü Рассказать младшим школьникам о том, как надо
обращаться с отходами.
ü Организовать субботник по сбору мусора в местах
отдыха.